Выбор турового звука

    Комплект акустики и другого оборудования для эксплуатации на гастролях, выступлениях на различных концертных площадках должен соответствовать строгим и довольно специфическим требованиям. Посетители концерта ожидают услышать качественное выступление своих кумиров и аппаратура, которая это обеспечивает, это профессиональные устройства, созданные производителями именно для озвучивания больших концертных залов, открытых сцен или площадок на стадионах. В данной статье мы постараемся объяснить, в чем заключается выбор турового звука и чем он отличается от подбора не менее профессионального, но другого по требованиям оборудования, например, для студии звукозаписи.

    На первый взгляд туровый звук, это аппаратура соответствующая трем критериям:

    1. Большая выходная мощность;
    2. Высокое качество звука;
    3. Надежность работы, в том числе и под открытым небом, при неблагоприятных погодных условиях.

    Но детали организации концертного звука очень важны, иначе главной эмоцией слушателей будет разочарование. А ведь посетители концерта ожидают профессиональности во всем, в том числе и от специалиста по звуковому оборудованию, без которого все мастерство исполнителей не будет услышано поклонниками.

    Туровый звук

    Особенности выбора концертных звуковых систем

    В случае озвучивания больших помещений концертных залов или, тем более, открытых концертных площадок требования к аудиосистемам выходят за рамки необходимости широкого диапазона частот и минимального коэффициента искажений. Также важно обеспечить равномерную амплитудно-частотную характеристику и величину звукового давления на максимальной площади со слушателями. В современной индустрии многие специалисты считают, что оптимальным является вариант с плавно спадающим звуковым давлением в сторону от сцены, при котором интенсивность звука высоких частот уменьшается быстрее, чем в других диапазонах.

    Для того, чтобы осознанно подбирать туровую акустику следует понимать отличия условий, в которых работает концертная система, от обстановки в студии, которая для многих является эталонной. Итак, условия работы звукового оборудования на концерте отличаются от студии такими параметрами:

    Размером озвучиваемой площади

    Мониторы в студии предназначены практически для индивидуального прослушивания в условиях небольшого специализированного помещения. А туровый звук должен обеспечить идеальное звучание для десятков тысяч слушателей. И при таких масштабах со звуковыми волнами происходят физические и акустические процессы, которых в маленьком помещении в принципе быть не может. Например, неравномерное поглощение звука воздухом в зависимости от частоты, падение звукового давления из-за формы звукового фронта, изменение направления движения звука из-за ветра и изменения температуры воздуха на разной высоте.

    Каждый из этих факторов имеет свои физические свойства:

    • Звукопоглощение, зависящее от частоты, вызывает изменение АЧХ аудио системы по мере отдаления точки прослушивания от излучателя звука. Это значит, что в разных местах для разных слушателей тембр звука будет отличаться.
    • Для сохранения звукового давления необходима плоская звуковая волна. Это значит, что излучающая поверхность должна быть сравнима по размерам с протяженностью и шириной аудитории. В реальности этого достичь невозможно, поэтому падение звукового давления неизбежно.

    В связи с этим одна группа громкоговорителей не способна обеспечить качественный звук на пространствах, начинающихся от пятидесяти метров в длину от акустических систем. Многие слышали, как меняется характер звука из той же акустики, из-за усиления ветра или вечером, когда воздух становится холоднее.

    Туровый звук

    Интерференция звука от множества АС, разнесенных в пространстве

    Ограниченность мощности одиночной колонки делает необходимым применение для озвучивания больших пространств специальных групп излучателей звука — линейных массивов и аналогичных систем. Кроме этого, для получения качественного звука, диапазон делится на полосы, которые направляются на отдельные излучатели, а используемые фильтры вносят фазовые искажения. Несколько акустических систем, работающие одновременно в одной звуковой полосе, очень усложняют стурктуру звукового поля вследствие интерференции между ними. При правильном подходе это физическое явление возможно использовать с пользой для себя. Но в любом случае профессионалам следует учитывать взаимодействие излучателей, работающих в одном диапазоне частот.

    Разнообразие акустических характеристик и размеров помещений, в которых будет работать туровый звук

    Создаваемые акустикой звуковые волны много раз отражаются от всех поверхностей в концертном зале, обладающих разными коэффициентами звукопоглощения. Большое количество переотраженных волн вызывают в помещении процесс реверберации. Особенно это явление проявляет свою «вредность» для низких частот, данная проблема обострилась после распространения многих современных жанров музыки. Стоячие волны низких частот способны испортить музыку сильными искажениями. И у каждого концертного, актового или театрально зала своя геометрия помещения и характеристики поверхностей стен, потолка, пола, архитектурных форм.

    Туровый звук

    Что мешает качественному звуку

    Увеличение громкости звука всегда вызывает искажения, особенно, когда излучатели приближаются к своему пределу создаваемого звукового давления. Для акустики, устанавливаемой в студии, производитель может себе позволить ограничить мощность колонок величиной, в пределах которой излучаемый звук остается качественным. Но в концертном звуке требуется очень большая мощность, и ограничена она, как правило, только выносливостью акустики. Соответственно, для получения хорошего звука с минимальной величиной нелинейных искажений, требуется использовать системы с большим запасом мощности.

    Практика показывает, что в условиях масштабного концерта невозможно воспроизвести весь диапазон частот, которые считаются звуковыми (20 – 20000 Гц). Так как потребуются огромные сабвуферы и ВЧ драверы с большой массой подвижных систем. В реальности для концертного звука частотный диапазон ограничивают нижней планкой в 30-50 Гц и верхней в 16-18 тыс. Гц. А для обеспечения звука с минимальными искажениями АЧХ при озвучивании концертов используются линейные массивы из ряда однотипных излучателей.

    Туровый звук

    Примеры турового звука

    Ниже описаны несколько вариантов комплектов акустики для озвучивания концертов. Мы указали эти варианты по той причине, что об этих моделях есть положительные отзывы профессионалов проката и озвучивания музыкальных мероприятий. Естественно, список возможного оборудования для озвучивания концертов гораздо шире.

    Примером качественного элемента для линейного массива является NOVA EH 15. Это двухполосная акустическая система с сопротивлением 8 Ом, с рупором EHORN, пассивным кроссовером, которая выдает постоянную мощность 600 Вт и пиковую 2400 Вт. Корпус данной колонки изготовлен из березовой фанеры толщиной 15 мм с покрытием NOVA PolyCoat. Максимальный уровень звукового давления 134 дБ, а диапазон частот от 50 Гц до 20 кГц. Высокочастотный рупор изготовлен из стекловолокна. В качестве сабвуфера проверенной моделью является NOVA ELITE E18 SUB. Это сабвуфер с 18-дюймовым излучателем, номинальной мощностью 1000 Вт и максимальным звуковым давлением 135 дБ. Данная акустика комплектуется специальной системой подвеса для быстрого монтажа.

    Таким образом, выбор турового звука связан с подбором оборудования, которое, кроме типичных для профессиональной аппаратуры черт (надежность, качество звука, низкий коэффициент искажений), должно быть способным работать в специфических условиях концерта. Прежде всего, это большая площадь, которую требуется озвучить, снизив до минимума потери звукового давления и искажения АЧХ для отдаленных слушателей. Специалисту по звуку необходимо учитывать специфику нестандартной акустики различных концертных помещений и влияние погодных условий на физические процессы распространения звука на большие расстояния. Профессионалы используют для туровых комплектов линейные массивы, качественные элементы которых вы можете найти в нашем каталоге.



    img

    Мы готовы обсудить ваш проект прямо сейчас!

    comments powered by HyperComments

    Возврат к списку

    

    Мы знаем все тонкости и готовы комплексно оборудовать для вас:

    Бесплатно проконсультируем вас по телефону:

    +7 (499) 350-83-19 Заказать звонок

    в онлайн чате: и социальных сетях:
    imgсвернуть imgразвернуть