Яркость приборов и безопасность зрителя

    Грамотное освещение всего, происходящего на сцене, является важным условием успеха концерта, театрального представления или развлекательного шоу. Кроме вполне очевидного аргумента, что без осветительной аппаратуры фанаты не увидят своих кумиров, есть и другой: сценическое освещение поддерживает и гармонично дополняет работу музыканта или артиста профессионально сформированным визуальным образом. В зависимости от целей, поставленных перед светорежиссером, используемый свет может быть либо статичным, либо динамичным. Не следует путать динамичность света и подвижность световых приборов, так как включением и выключением в определенном ритме неподвижных прожекторов можно тоже создать динамическое освещение, и это будет динамика во времени. Также динамика света может быть пространственной, ее реализуют как раз сканеры, вращающиеся головы, следящие прожекторы и другие подвижные источники света.

    Вся совокупность световых приборов в целом должна соответствовать нескольким общим требованиям:

    • Обеспечивать техника по свету, режиссера всеми необходимыми средствами световой визуализации в пространстве и времен и шоу;

    • Учитывать безопасность зрения посетителей концерта или зрителей в зале, не допускать перегрузки слишком ярким или концентрированным светом;

    • Обладать необходимой надежностью для длительной работы под большой нагрузкой.

    Осветительные приборы

    Разновидности света и световых приборов

    Освещение сцены состоит из переднего света, заднего, нижнего и верхнего освещения, бокового света и различной комбинации этих типов. Для светового оформления использую два вида света:

    1. Заливочный свет заполняет большие пространства, создает фоновое освещение и общий цвет сцены, некоторую основу, на которой будут «рисовать» другие лучи.

    2. Точечный свет получается узким лучом, освещающим четко очерченное пространство, форма и цвет луча могут быть различны.

    Кроме этого, свет может создавать эффекты или картинки, либо в пространстве, либо на какой-то поверхности (стены помещения, экраны на сцене, потолок). И искусство специалиста по свету заключается именно в точном освещении пространства или плоскостей в зависимости от тех задач, которые перед ним поставлены. Следует учитывать, что решить все задачи освещения сцены одним прибором нереально, так как от такого источника света потребуется большая мощность, при которой управлять им будет практически невозможно. Поэтому профессионалы используют для сценического освещения группы осветительных приборов различного предназначения.

    Для создания заливающего света используются светильники. Это приборы, которые дают широкий световой луч, в зависимости от типа отражателя, заполняющий все пространство по горизонтали (симметричный отражатель) или равномерно пространство по вертикали с несимметричным отражателем. Сам светильник может состоять из одного источника света либо представлять собой один ряд источников, скомпонованных в один корпус и с единым управлением. Светильник, которые подвешивают над сценой, называют софитом, устанавливаемые по краю сцены — рампой, а мощная установка заливающего света, состоящая из нескольких рядов ламп, называется блиндером. Примером такого оборудования является Блиндер American DJ LED PAR 36 Blinder DMX. Светильник может выполнять заливку различными цветами, которые устанавливаются специальными светофильтрами. Такие приборы называются RGB-светильниками, а управление созданием нужного цвета осуществляется по протоколу DMX 512.

    Осветительные приборы

    Для получения точечного неподвижного света применяются прожектора, самым простым вариантом которого является PAR, это прожектор (например, модель DTS PAR-64 CLASSIC PRO), состоящий из лампы и алюминиевого параболического рефлектора. В такие прожектора можно устанавливать светофильтр для получения нужного цвета луча. Если в прожектор добавлена фокусирующая система, то это называется линзовый прожектор, позволяющий точно регулировать размер светового пятна. Для получения луча определенного профиля используется гобо – специальный трафарет из стекла или стали, с помощью которого можно проецировать на плоскость определенную фигуру. Кроме этого, существует интеллектуальная разновидность прожектора, в котором установлено вращающееся колесо с несколькими светофильтрами. Этот колорчейнджер с цифровым управлением позволяет либо по команде с пульта режиссера, либо автоматически, реагируя на звук, создавать мощный луч различного цвета.

    Если луч света двигается благодаря вращению корпуса прибора, такая разновидность прожектора называется «вращающаяся голова». Как правило, в таком прожекторе в подвижной части предусмотрен не только мощный источник света, но и фокусирующая система, а также механизмы смены светофильтров и установки одного из нескольких гобо. Управление всеми эффектами осуществляется по протоколу DMX, либо используется звуковая активация в автоматическом режиме.

    Также, для создания проекции света на поверхностях используются сканеры. Это приборы, в которых мощный луч света отражает движущееся зеркало, в результате чего узкий луч света движется по экранам, поверхностям сцены или зала, либо автоматически, с активацией от музыки, либо согласно командам по протоколу DMX. Сканеры различаются между собой количеством встроенных зеркал, количеством цветов луча и наличием различных световых эффектов.

    Хотя «вращающиеся головы» и сканеры имеют схожее предназначение, между ними есть серьезные различия. Как правило, прибор полного движения обладает большей функциональностью, дает более ярких луч и охватывает большее пространство, вплоть до всей сферы на 360 градусов. Углы движения луча сканера обычно лежат в диапазоне 90-180 градусов, но сканер более компактен, дешевле, меньше шумит во время работы, а луч сканера движется быстрее, чем у головы.

    Для получения объемного светового эффекта используются источники узких лучей — лазеры, которые при наличии задымления на сцене, позволяют рисовать в пространстве красивые и яркие фигуры и даже объемную анимацию. В принципе большинство проекционных осветительных приборов позволяют создать очень красивые визуальные образы, если использовать специальные дым-машины для снижения прозрачности воздуха над сценой.

    Осветительные приборы

    Основные принципы построения сценического освещения

    Существует ряд правил, формализующих профессиональный подход к освещению сцены. На этих принципах и основывается искусство сценического освещения и мастерство использования осветительных приборов.

    Итак, эти принципы:

    • Использование световых приборов не является самоцелью, а служит исключительно для создания визуальной связи между слушателями и музыкантами или артистами на сцене. В зависимости от жанра музыки сценический свет имеет разную важность для мероприятий, но без него шоу невозможно. Сценическое освещение создает визуальные образы подчеркивающие пространство сцены и происходящие на ней действия.

    • Сценическое действие должно меняться в ходе концерта или представления, свет не должен быть однообразным, монотонным.

    • Освещение должно быть достаточно ярким, чтобы гарантировать четкую видимость всех событий на сцене. При этом важно беречь зрителей, недопустимо слепить их прожекторами! Специалист по освещению обязан следить за тем, чтобы свет, особенно, узкие лучи высокой яркости, никогда не проходили по глазам зрителей. Так как мощность лучей, способных поджечь с 5-8 метров сцену, очень опасна для роговицы глаз людей в зале, особенно в первых рядах.
    • Специалист по свету должен четко представлять себе, что именно он освещает, исполнителя, задний план, определенные декорации или общее пространство сцены и точно знать в какой момент времени, какие объекты должны быть освещены.

    C учетом этих правил становится понятно, насколько важно взаимодействие художника по свету с другими участниками шоу и режиссером мероприятия.

    Таким образом, специалисту по сценическому освещению во время каждого шоу приходится решать одновременно несколько задач. Прежде всего, необходимо в соответствии с замыслом режиссера и адекватно выступлению исполнителей создать четкую визуальную связь между всем происходящим на сцене и зрителями в зале, это одинаково важно и для концерта камерного оркестра и для яркого выступления рок-группы. При этом чрезвычайно важно обеспечить безопасность зрителей, прежде всего, защитить их зрение от ослепления мощными прожекторами или лучами сканеров. Только если художник по свету уследит за всеми нюансами, зрители получат удовольствие от концерта и шоу будет успешным.


    img

    Мы готовы обсудить ваш проект прямо сейчас!

    comments powered by HyperComments

    Возврат к списку

    

    Мы знаем все тонкости и готовы комплексно оборудовать для вас:

    Бесплатно проконсультируем вас по телефону:

    +7 (499) 350-83-19 Заказать звонок

    в онлайн чате: и социальных сетях:
    imgсвернуть imgразвернуть